«Подскажи словечко»
Есть всего один ответ. Кто-то знает, кто-то нет.
Цель: развитие мышления, быстроты реакции.
Ход игры. Взрослый, бросая мяч поочередно каждому ребёнку, спрашивает:
— Ворона каркает, а сорока?
Ребёнок, возвращая мяч логопеду, должен ответить:
— Сорока стрекочет.
Примеры вопросов:
-
Сова летает, а кролик?
-
Корова ест сено, а лиса?
-
Крот роет норки, а сорока?
-
Петух кукарекает, а курица?
«Скажи ласково» (Игра с мячом)
Мячик маленький поймай, Да словечком приласкай.
Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно - ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.
Ход игры: взрослый, бросая мяч ребёнку, называет первое слово (например, шишка, ручей, лист, ветка…) ребёнок образовывает слово и бросает мяч обратно.
«Горячий — холодный»
Мы сейчас откроем рот, Чтоб сказать наоборот.
Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.
«Из чего сделано?»
Вот предмет, а из чего люди сделали его?
Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.
Методическое указание. Предварительно ребёнку объясняется, что если какой-нибудь предмет сделан из дерева, то он деревянный, а если из железа, то он железный, и т. д. Затем проводится работа по картинкам, после чего можно закреплять данную тему в игре с мячом.
Ход игры. Взрослый, бросая мяч ребёнку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребёнок, возвращая мяч взрослому, отвечает: «Кожаные».
Взрослый: |
Дети: |
Рукавички из меха... |
меховые |
Тазик из меди... |
медный |
Медвежонок из плюша... |
плюшевый |
Можно предложить детям составить предложения с данными словосочетаниями.
Например: У Маши есть плюшевый мишка.
«Лови да бросай — цвета называй»
Что у нас какого цвета — Мы расскажем вам об этом.
Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.
Ход игры. Взрослый, бросая мяч ребёнку, называет прилaгательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч взрослому, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.
Взрослый: |
Дети: |
красный |
мак, огонь, флаг |
оранжевый |
апельсин, морковь, заря |
синий |
колокольчик, море, чернила |
фиолетовый |
слива, сирень, сумерки |
«Что за чем?»
Что за чем у нас идет каждый год и круглый год?
Цель: Закрепление временных понятий в активном словаре ребёнка, развитие мышления.
Ход игры. Играющие встают в круг. Ведущий бросает мяч по очереди играющим и задает вопросы. Например: «Зима. А что за нею?». Игрок отвечает: «Весна», и бросает мяч ведущему.
Варианты вопросов:
-
«Зима. А что за нею?» — «Весна. А что за нею?»
-
«Сколько месяцев в году?»
-
«Назовите летние месяцы».
-
«Назовите первый месяц осени».
-
«Назовите последний месяц осени».
-
«Назови все осенние месяцы по порядку»